АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УХТОМСКИЙ

Потомок князей, учёный-физиолог с мировым именем, член Академии наук СССР, иконописец, монах. Всё это — один и тот же человек: Алексей Алексеевич Ухтомский, в монашестве — Алипий. Он создал учение о доминанте — научную теорию, которая объясняла фундаментальные психологические основы поведения человека. И преданно служил Богу в непростые для Церкви и верующих советские годы.

Алексей Алексеевич Ухтомский родился в 1875-м году, в селе Вослома Ярославской губернии — родовом поместье князей Ухтомских.

Учился в Нижегородском кадетском корпусе, там же интересовался литературой, философией и психологией. Перечитал Аристотеля, Декарта, Спинозу, Канта. Но в их учении молодому человеку чего-тоне доставало. Чего именно — он скоро понял.

На пароходе юноша встретил священника. У них завязалась беседа. Позже он узнал, что разговаривал с самим отцом Иоанном Кронштадтским. Эта встреча серьёзно повлияла на Ухтомского. Он стал вдумчиво читать Библию и творения святых отцов Церкви. После окончания кадетского корпуса решил поступать в Московскую Духовную академию, где защитил диссертацию на тему «Космологическое доказательство бытия Божия». В ней Ухтомский коснулся вопросов, которые впоследствии раскрыл в своём учении о доминанте.
Какие внутренние причины движут поведением людей, влияют на их нравственные и греховные поступки? Почему одни люди поступают так, а другие иначе? Алексею Алексеевичу хотелось соединить научные исследования с православным мировоззрением. Попытаться понять тайну личности через призму Священного Писания, как богослов, философ и вместе с тем, как психолог и физиолог. Он писал: «Моё истинное место — монастырь, но я не могу себе представить, что придётся жить без науки».
Ухтомский решил продолжить образование —на сей раз в Санкт-Петербургском университете. Там он защитил ещё одну диссертацию, в которой впервые изложил принцип доминанты —то есть, способности центральной нервной системы человека целиком отдаваться некоему влечению, потребности, идее. По мысли учёного, доминанта способна подавлять рефлексы — к примеру, увлечённый чем-то человек перестаёт испытывать голод. Доминанта может иметь как позитивный, таки разрушительный потенциал. Ухтомский писал: «Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Бытие человека — это труд, усилие, результатом которого могла бы стать перемена ума». По сути, учёный изложил научный подход к одному из основополагающих принципов православного мировоззрения: борьбе со страстями.

Работа Ухтомского всколыхнула научный мир. Он читает лекции, преподает. Одновременно с научной работой Алексей Алексеевич служит старостой Свято-Никольского единоверческого храма, пишет иконы и вдет аскетическую жизнь.

Почти сразу после октябрьской революции 1917-го года большевики арестовали Ухтомского. Почти четыре года учёный провёл в заключении. Всё это время за него хлопотали коллеги. Властям пришлось сдаться — в 1920-м Алексея Алексеевича освободили. А через год Ухтомский принял монашеский постриг с именем Алипий. Он продолжил заниматься исследованиями, руководил Институтом. И одновременно, не скрывая этого, служил Господу, окормлял прихожан Никольского храма.

Когда началась Великая Отечественная Война, Ухтомский добровольно отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда. Вместе с жителями города он нёс все тяготы, участвовал в организации работы на нужды обороны. В 1942-м году учёный Алексей Алексеевич Ухтомский, он же монах Алипий, отошёл ко Господу. Соседи по квартире нашли его лежащим в полном облачении, с Евангелием в руках. Всю жизнь Ухтомский доказывал, что гармоничное развитие личности без нарушения, без изъяна, без преступления, без измены дорогому и доброму — это и есть изначально заложенный идеал, та доминанта, которая определена Господом при сотворении природы.

Основные публикации А.А.Ухтомского:

  • О зависимости кортикальных двигательных эффектов от побочных центральных влияний
  • Доминанта как рабочий принцип нервных центров
  • Физиология двигательного аппарата
  • Учение о парабиозе
  • Психоанализ и физиологическая теория поведения
  • Физиологический покой и лабильность как биологические факторы
  • Очерк физиологии нервной системы
  • Учение о координационной деятельности нервной системы
  • Доминанта
  • Лицо другого человека

Другие новости

ИЗМЕНЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С ПРОТОИЕРЕЕМ СЕРГИЕМ ПОПОВЫМ — ИНТЕРВЬЮ
Дорогие друзья, делимся с Вами интервью с настоятелем Казанского храма г.Красногорска, заместителем руководителя комиссии по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Одинцовской епархии, председателем Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством, руководителем и духовником Красногорского семейного клуба трезвости, преподавателем Викариатской школы СКТ протоиереем Сергием Поповым
О ЗАВИСИМОСТЯХ С ПОЗИЦИИ ДИАЛОГА ФЛОРЕНСКОЙ
В настоящее время к изданию готовится руководство СКТ, подготовленное педагогами нашей школы. Предлагаем Вашему вниманию выдержку из книги.
ИЗМЕНЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С ПРОТОИЕРЕЕМ СЕРГИЕМ ПОПОВЫМ — ИНТЕРВЬЮ
Дорогие друзья, делимся с Вами интервью с настоятелем Казанского храма г.Красногорска, заместителем руководителя комиссии по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Одинцовской епархии, председателем Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством, руководителем и духовником Красногорского семейного клуба трезвости, преподавателем Викариатской школы СКТ протоиереем Сергием Поповым
О ЗАВИСИМОСТЯХ С ПОЗИЦИИ ДИАЛОГА ФЛОРЕНСКОЙ
В настоящее время к изданию готовится руководство СКТ, подготовленное педагогами нашей школы. Предлагаем Вашему вниманию выдержку из книги.
ДМИТРИЙ ПЕТРОВИЧ ДЕВЯТКИН О КНИГЕ «ВЫХОД ЗДЕСЬ»
Предлагаем к прочтению книгу ведущего Девятинского семейного клуба трезвости, психолога, преподавателя Викариатской школы СКТ Дмитрия Петровича Девяткина «Выход здесь»
ДИАЛОГ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Разработанные Т.А.Флоренской принципы духовно ориентированного диалога стали новым словом в психотерапии. Основание ее работ лежит в отечественной гуманитарной традиции. Она вернула в научную психологию постулат о троичности состава человека: дух, душа, тело.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАВИСИМОСТИ В ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В продолжении первой лекции Е.А.Соборниковой делимся с Вами книгой Юрия Владимировича Валентика.